Сталинская архитектура. Миф советской историописи.

 Прогуливаясь по Бруклинскому мосту в городе Нью-Йорк  я обратил внимание на высотное здание, контурами абсолютно похожее на столь знакомые по картинкам с детства высотных строений в Москве. Сталинские высотки,семь сестёр - по разному их называли. Но одно неоспоримо. Это была гордость советского архитектостроительства. Одно из доказательств преимущества советского строя над другими. 

Откуда же тут в Нью Йорке практически копия тех зданий. Интерес привёл меня  к зданию.  Позже я немного познакомился с публикациями на эту тематику. Ну и как результат - напишу немного об этом в своём блоге.


Называть историю наукой - довольно смешно и нелепо. Несомненно, что реальная история большевитской россии ( потом ссср) и то, что мы учили в школьных учебниках это две большие разницы. 
К примеру - индустриализация. В реальности десятки заводов в США полностью разбирались и переносились на территорию СССР и тысячи американских инжинеров работали над их сборкой и монтажём. В учебнике же истории об этом периоде  мы читаем только как о героическом труде пролетариата. Да литераторы подпевали, что-то типа "сидят в грязи рабочие,сидят,лучину жгут".
Но вернёмся к архитектуре.
Как повествует "советская история" -идея строительства небоскрёбов возникла на первом всесоюзном съезде советов в 1922 году. То ли у самого  Сталина то ли у его товарищей - не суть важно. И вот в 1924 году в США был командирован советский архитектор Вячеслав Олтаржевский. 11 лет длилась его командировка, во время которой он досконально  знакомился и изучал строительные технологии высотного строительства в Нью-Йорке. В Википедии можно подробно прочитать его биографию. Я не думаю, что Олтаржевский главный и единственный, кому принадлежит заслуга в возведении высоток . Конечно же тогда в этом направлении работала целая команда. Просто его пример очень характерный . Да и чертежи домов похоже были просто выкуплены советским правительством. Поэтому и имеем такую ситуацию, что каждая московская высотка имеет своего близнеца в Нью-Йорке. Конечно некоторые элементы зданий изменены. Похоже этим и занимались советские архитекторы.
Но факт есть фактом. Если посмотреть на здание МИД в Москве и на Woolworth Building  в Нью-Йорке , то сложно найти сильные отличия. Гостиницу Ленинградская (старое название) тяжело не перепутать с United States Courthouse. На фотографиях этого сообщения здание Municipal Building Нью-Йорка. Характерные его черты чётко прорисовываются в жилом доме на Кудринской площади.  

Нью-Йоркские высотки начала ХХ века имеют свой уникальный стиль -  Ар-Деко . Родина этого стиля Франция, но его кульминацией общепризнано считают американские небоскрёбы.  Характерная его черта - ступенчатость здания.
И это вовсе не причуда Нью-Йоркских архитекторов. Дело в том, что муниципальные власти Нью-Йорка озабоченные плотной застройкой  высотными домами, которые лишали улицы дневного света,в 1916 году приняли новые правила строительства. Если вкратце, то согласно правилам здания  строящиеся на узких улицах должны отступать от тротуара всё дальше и дальше с каждым этажом, пока оно не сузилось до 25% от изначального фундамента . После этого уже можно было строить прямо вверх без ограничений. 


Таблица на здании сообщает:
 Здание муниципалитета.
Это гранитное сооружение, предназначенное для офисов городского правительства, было построено в 1913 году по планам Маккима Мида и Уайта. Символическая фигура, получившая гражданскую известность, на вершине башни и другие скульптурные элементы — работа Адольфа Александра Вайнмана. Ориентировочный вес 150 000 тонн поддерживается 106 пневматическими кессонами, погруженными на глубину 112 футов ниже уровня воды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий