Волнорез Киптопик , Бетонные корабли

" Бетонные корабли, бороздящие просторы океана ".

Современный человек воспринимает  эту фразу как шутку, как абсурд .

В то, что в истории человечества были времена, когда морями и океанами действительно плавали суда, корпуса которых были сделаны из армированого бетона - поверить сложно.

Наверное, до конца в это не поверил бы и я. Но поездка в Kiptopeke State Park не оставила никаких сомнений.



Когда приезжаешь в государственный парк Киптопик и выходишь на побережье Chesapeake Bay перед взором открывается удивительный вид. Корабли выстроеные  в линию, словно стоят на рейде в четверти мили от берега. Красиво и неповторимо. Такой линии горизонта нигде в мире больше не увидеть.



Ещё большее удивление пришло, когда я на своём надувном каяке отправился осматривать эти корабли .  В разрушеных местах кораблей чётко видна аматура и скрепляющий её бетон. Первая мысль - может это замысел архитектора - построить волнорез из бетона, придав ему форму кораблей ?





Моё сознание успокоилось только тогда, когда я поискав информацию в интернете , востановил всю хронологию событий.

Итак,  немного истории.

Самым первым известным судном, построенным из материалов на основе цемента была шлюпка, построенная Жозефом-Луи Ламбо  в 1848 году во Франции. Идея подобного плавсредства прижилась и начиная с 60-х годов  19 столетия в Европе строились баржи из ферроцемента для использования на каналах.

Революция в бетонном кораблестроении произошла 2 августа 1917 года, когда  норвежец Николай Фугнер ( Nicolay Fougner)  спустил на воду первый самоходный ферроцементный корабль, предназначенный для плавания в океане.  Это было 26-метровое судно водоизмещением 400 тонн . После успеха этого корабля  в октябре 1917 года правительство США пригласило Фугнера возглавить исследование возможности строительства кораблей из ферроцемента в Соединенных Штатах. 

Составить достойную конкуренцию кораблям из стали и дерева- корабли из бетона, конечно же не могли. Дешевизна и легкодоступность фероцемента не могла компенсировать намного большие издержки на строительство и эксплуатационные расходы. 

Всё изменилось с началом Второй мировой войны. Когда в 1942 году США вступили в войну -  правительство обнаружило, что у подрядчиков на военные заказы не хватает стали. Исходя из этого Морская комиссия США сделала заказ у американских компаний  на строительство 24 самоходных бетонных кораблей. Строительство началось в июле 1943 года.  

Разная судьба была у этих кораблей. Девять кораблей, образующих волнорез в Киптопике, служили транспортными и учебными судами в южной части Тихого океана.  После окончания войны корабли вернулись в местный порт , а в 1948 году были затоплены таким образом, чтобы образовать волнорез возле паромной переправы, находившейся на месте современного Kiptopeke State Park.

Когда в 1964 был построен мост-туннель через Чесапикский залив, автомобильный паром был закрыт. Но остался волнорез, который защищает пляжи залива от разрушения и является одной из самых узнаваемых достопримечательностей парков штата Вирджиния.









Корабли Бетонного флота, носили названия в честь пионеров науки и разработки бетона, перечислены с севера на юг:

S.S. Arthur Newell Talbot

S.S. Edwin Thatcher

S.S. Robert Whitman Lesley

S.S. Willis A. Slater 

S.S. Leonard Chase Wason

S.S. Ricard Kidder Meade

S.S. John Grant

S.S. William Foster Cowham

S.S. Willard A. Pollard


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий